Рекомендации замглавы Минкомсвязи студентам-журналистам учиться "работать на дядю" вызвали скандал.
Замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин считает, что острая общественная реакция на его выступление в МГУ демонстрирует глубину разрыва между представлениями российских академических кругов о медиарынке и реальной ситуацией в отрасли.
В интернете активно обсуждаются слова Волина о том, что "любой журналист должен твердо помнить: у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой". "Нам четко надо учить студентов тому, что… они пойдут работать на дядю, и дядя будет говорить им, что писать, что не писать и как писать о тех или иных вещах, и дядя имеет на это право, потому что он им платит", — сказал Волин в воскресенье на научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ.
"Этот нешуточный общественный резонанс связан с тем, что, к сожалению, мы имеем очень большой разрыв между представлениями академических кругов о том, что из себя представляют медиарынок и профессия журналиста, с тем, что происходит на самом деле", — прокомментировал Волин РИА Новости реакцию на свое выступление.
"Я, в общем, пытался объяснить, скажем так, либеральной аудитории при помощи рыночных механизмов, каким образом работает СМИ, а аудитории это не понравилось. Бывает", — добавил замминистра, который приехал в Израиль для участия в Иерусалимской международной книжной ярмарке.
Он пояснил, что основной посыл его выступления сводился к тому, что "работа журналиста — это работа в бизнес-среде, и что медиа является бизнесом". "Поэтому если мы хотим, чтобы медиа развивались, они должны быть коммерчески успешными. Все остальное — это было производным от этого выступления. Но оно зачастую встречает или непонимание, или возражения со стороны ряда представителей, людей, которые или учат студентов, или выступают, или считают себя экспертами по медийному рынку", — сказал Волин.
Волин потребовал объяснить студентам, будущим журналистам, что, выйдя за дверь университета, они будут работать "на дядю и писать так, как скажет дядя, который платит деньги", а "никакой миссии у журналистики нет, журналистика – это бизнес", добавляет "Газета.ру".
"Любой журналист должен четко помнить, что у него нет задачи делать мир лучше, вести человечество правильной дорогой. Это все не бизнес. Задача журналиста – зарабатывать деньги для тех, кто его нанял, а сделать это можно, только став интересным слушателям и читателям. Возникает вопрос: решает ли журналист при этом пропагандистские задачи? Конечно, решает — задачи, которые стоят перед владельцем СМИ", — объяснял Волин.
Для того чтобы "пропаганда была эффективной", заявил замминистра, она "должна идти по каналам, имеющим спрос у аудитории, по коммерчески успешным каналам, а не дотируемым", а "если журналист показывает себя пропагандистом – он плохой пропагандист".
Волин сразу же объявил, что высказал свое личное мнение, а не позицию министерства. В пресс-службе Минкомсвязи пояснили, что в ведомстве не согласны с высказываниями Алексея Волина.
"Основной мыслью моего выступления была идея, что для издания важно быть экономически успешным, интересным публике, все остальное — производные. Тема этой части конференции была "миссия журналиста", и я говорил о том, что у издания есть миссия — быть интересным публике, другой у него нет. Хороший и успешный бизнес зависит от читателя, и задача журналиста – это писать, снимать, производить тот продукт, за который читатель будет готов заплатить деньги. В этом интересы журналиста как раз совпадают с интересами собственника, и это правильно. Что касается так называемой "независимой прессы", то, при всей любви к той же "Новой газете", я не представляю себе появления в ней публикации против Национального резервного банка (принадлежит владельцу "Новой газеты" Александру Лебедеву). Я говорил о реалиях, в которых придется работать молодым журналистам, не более того", — пояснил свою позицию Волин, добавив, что его выступление попало в интернет в обрезанном виде, отчего его смысл оказался искажен.
"Назову эту историю скандалом — совру; скандал — это то, что не нуждается в пояснениях и расшифровках, а эта история нуждается, и еще есть дополнительное отягчающее обстоятельство: речь идет, по большому счету, о внутрижурналистских делах, которые вообще-то не должны интересовать никого, кроме самих журналистов", - написал на это Олег Кашин.
Пересказав ситуацию, он пояснил, что прежде всего, не надо обращать внимания на должность: "Замминистра связи (министром работает 30-летний прогрессивный чиновник Никифоров) — это не более чем надпись на визитке Алексея Волина. Какую визитку выдали, такую и взял, отвлекаться на это не стоит. На самом же деле это очень уважаемый деятель российского PR; один из, без преувеличения, основателей этой сферы народного хозяйства, причем не в романтическом пелевинском смысле, а в самом циничном сурковском, когда пиар не имеет самостоятельной ценности и важен только как декоративное приложение к административному ресурсу".
По словам Кашина, "те отношения прессы с "дирекцией единого заказчика", о которых говорит Волин, — они сложились еще в девяносто черт знает каком году при деятельном участии самого Волина и нескольких его тогдашних сослуживцев, прежде всего Михаила Лесина. Те правила, которые возмутили слушавшую Волина аудиторию, — если бы они прозвучали на съезде работников федеральных телеканалов, никто бы и не вздрогнул. Но как-то до сих пор никому не приходило в голову формулировать эти вещи вслух".
Нет комментариев. Ваш будет первым!